еще ничего не заказано

Гальванопластика. Федор Петрович Толстой (1783-1873)

 В эпоху расцвета классицизма произведения древнегреческой литературы были настольной книгой в каждом дворянском доме, гомеровские герои были близки и понятны, они стали частью культурного контекста русского общества первой половины 19 века. В эти годы поэмы переводятся на русский язык, сначала Н.И. Гнедич перевел "Илиаду", позже В.А. Жуковский стал автором русского перевода "Одиссеи".Федор Толстой был одним из самых преданных поклонников Гомера, тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности.В истории русского искусства XIX века Федор Петрович Толстой (1783—1873) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований. Скульптор и график, медальер и мастер силуэтов, талантливый писатель, пробовавший свои силы в живописи, в создании театральных (балетных) костюмов, в изготовлении мебели и даже в астрономии, Толстой прожил удивительно гармоничную и долгую жизнь(кстати,Федор Петрович-двоюродный дядя великого писателя Л.Н. Толстого).Один из самых известных представителей графского рода Толстых Федор Петрович (1783-1873) избрал в начале 19 века редкую для аристократа профессию: он решил стать художником. Для этого молодой человек оставил военную службу и стал вольнослушателем Академии художеств. Граф чувствовал влечение к скульптуре, его учителем стал известный скульптор профессор И.П. Прокофьев. Оставаясь преданным поклонником античного искусства, Толстой был приверженцем классических линий и пропорций, его искусство сдержанно, возвышенно и благородно. Наиболее ярко начинающий мастер проявил свой самобытный дар в медальерном искусстве и технике восковых рельефов, что требовало от автора прекрасного владения технологией, тщательности в исполнении, твердости руки, точности глаза и безупречного вкуса. Самые известные восковые рельефы Толстого начала века - "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", "Купающиеся дети", "Душенька" - сделали графа заметной фигурой среди русских скульпторов.Один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с О. А. Кипренским(лучший рисовальщик России тех лет), советами которого руководствовался в рисовании гипсов. Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая любовь к античному искусству, зародившаяся еще в юности, в дальнейшем пройдет через весь его творческий путь. Исключительным талантом и трудолюбием Толстой быстро добивается успехов. Первые работы художника — рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 году он исполнил рисунки «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса», «Борьба Геракла» и другие (ГРМ). За восковой барельеф «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Гос. Эрмитаж) Ф. П. Толстой избирается почетным членом Академии художеств. Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство — почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска — «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808—1809, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808—1809, Гос. Эрмитаж) — свидетельствуют о большом профессионализме. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах. Сама по себе система академического обучения укрепила в Толстом возникшее у него и раньше увлечение искусством Древней Греции, определила его классицизирующий вкус. За годы пребывания в Академии им создана серия рисунков на темы мифологии и римской истории . В этих рисунках уже найдено то гармоническое равновесие между этнографической точностью деталей и поэтически прочувствованным духом античного мира, которое будет присутствовать в зрелых работах художника. В годы обучения складывается в основных чертах и круг дальнейших интересов Толстого. Он выступает как скульптор в серии восковых портретов и барельефов, создает ряд рисунков, в которых сказались импульсы романтического искусства («У костра», «У источника»), начинает заниматься медальерным делом — и это сам Толстой считал для себя главным.Граф Федор Толстой оставил след и в великой литературе. У Льва Толстого он - Долохов и граф Турбин, у Грибоедова - «ночной разбойник, дуэлист» в «Горе от ума», у Пушкина - Зарецкий и Силъвио в «Выстреле».одлинную славу и известность художник снискал после создания серии из двадцати медальонов на темы Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах. Медальоны диаметром 16 мм были сделаны из воска на аспидных досках и позднее отлиты в гипсе. Эти медальоны, отличающиеся классической лаконичностью композиции, тонкостью линий и силуэта, в аллегорических образах передают гражданственные идеи, пафос победы народа над врагом. "Я русский и горжусь сим именем, - писал Ф.П. Толстой в дни Отечественной войны. – Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её, я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней может и посредственный талант так одушевить, что он войдёт во врата грядущих времен... Я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского". Важно отметить, что эту работу, продолжавшуюся более двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а исключительно из искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское войско и народное ополчение. Он тщательно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся рисунки и эскизы дают возможность проследить творческий процесс работы над каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым и упорным трудом. Медальоны, посвящённые войне 1812 года, пользовались широкой популярностью и использовались в одном из вариантов проекта Александровской колонны в Петербурге. Всегда будем вам рады в нашем Салоне "АнтикЕвро" www.antikeuro.ru