еще ничего не заказано

Венская бронза. Мастера.Технологии. Атрибуция. Клейма.

 Началом истории «венской бронзы« можно назвать середину девятнадцатого века. Главная причина ее появления в общем художественном контексте эпохи историзма (1830-1890) — расширение социального круга потребителей искусства и их стремление к комфорту и личному благополучию. Принцип формирования домашних интерьеров того времени- создание «уютных уголков» и элегантного образа жизни. Эстетику повседневной жизни во многом определяли такие художественные вещи, как фасонные драпировки, мягкая мебель, ковры, комнатные светильники, ширмы, цветы, интерьерная скульптура из металла, фарфоровые статуэтки, изящные «кабинетные» предметы бытового характера.

 Кунштюк. Обнаженная, лежащая на медвежьей шкуре под покрывалом, НЮ, Бергман, Австрия кон XIX в.

Бронза, литье, чеканка, роспись красками, монтировка. Фабрика Бергмана, клеймо.

Высота: 4,5см. Размер основания (ковер) :14,2х8,3 см.

Сохранность люкс.

 Аукционах Москвы продажная цена 2015 года достигала 190 тыс. руб.

 

Нередко, наряду с серьёзными произведениями искусства, коллекционеры собирают шутливые, забавные, иногда с механическими секретами вещи — " кунштюки" (забавы), как окрестили их в 19 столетии. 
К ним можно отнести и "венскую бронзу "— малую скульптурную пластику, производимую в 19–20 веках в Австрии. 

Эти «механические забавы», которые можно отнести к своеобразным игрушкам–сувенирам для взрослых людей, всегда являлись предметом особого поиска коллекционеров 
Они рассматривались в мужском обществе того времени, как приятные аксессуары письменного стола или в качестве забавных игрушек для домашнего развлечения молодых холостяков. Известным является факт, что любителями и коллекционерами всевозможных предметов с эротическим содержанием во второй половине XIX века были русские императоры и великие князья, в частности Александр II и Александр III. 

Стало престижным путешествовать по Европе и странам Востока, привозить домой памятные сувениры, собирать всевозможные коллекции, увлекаться энтомологией, иметь дома птиц, домашних животных и экзотических зверей. В начале двадцатого века были популярными электрические ночники и лампы с незаурядными скульптурными элементами. Можно долго любоваться этим искусно сконструированным виртуальным миром: гномом, стерегущим свои сокровища, сражающимися оленями, прекрасной синицей, бытовыми и эротическими сценками, и пр. Волшебный, сказочный и манящий таинственной экзотикой мир открывался взору европейского покупателя. Подобного рода курьезные вещи будоражили воображение обывателя и заставляли зажиточного горожанина покупать столь необычные и диковинные предметы.

Популярность «венской бронзы» во всем мире держалась почти три десятилетия. В 1900—1920-е годы, правда, с небольшими перерывами, официальным ежемесячным печатным органом венских «желтых литейщиков» был журнал «Weiner Bronze», который активно рекламировал товар столичных предприятий, печатал списки самых крупных производителей-литейщиков, сообщал важные производственные новости и освещал хозяйственно-экономическую деятельность. Он также разъяснял необходимость введения патентной марки «WBK», которая должна защитить продукцию венских промышленников от подделок. С середины 1900-х годов название журнала стало синонимом профессионального понятия «желтые литейщики» и распространилось на весь ассортимент их художественной продукции из латуни и бронзы. Термин «венская бронза» стал для того времени обозначением целой самостоятельной области в австрийской художественной промышленности. Однако, несмотря на всю широту смыслового и производственного диапазона, понятие «венская бронза» не распространялось на изделия знаменитых «Венских мастерских» («Wiener Werkstätte»), выполненных в особой манере «венского модерна» и имевших свой фирменный знак «WW».

«Венские мастерские», организованные в 1903 году художниками Йозефом Хоффманном и Коломаном Мозером при поддержке банкира Ф.Верндорфа, были объединением архитекторов, художников и ремесленников. Они имели собственные производственные мастерские, художественные ателье, магазины по продаже изделий прикладного искусства. При них была создана организация молодых художников, писателей и музыкантов Художники «Венских мастерских» занимались оформлением интерьеров, производством мебели, авторских изделий из керамики , стекля, текстиля, металла, которые они выполи присущей каждому из них творческой манере Боле того объединение ставило своей целью пропагандировать имена тех австрийских художников, которые входили в его состав (или тесно с ним сотрудничали), и искать инвестиции для решения творческих задач, связанных с деятельностью «Венских мастерских». Деятельность этого объединения, своего рода художественной производной «Венского Сецессиона», хотя и оказывала значительное влияние на формирование стилевых приоритетов в австрийской промышленности начала XX века, все-таки находилась в русле собственного оригинального стиля (венского модерна), результатом которого были выставочное авторское искусство и промышленный дизайн. Программной установкой для «Венских мастерских» была попытка компромисса между персонифицированным авторским искусством и возможностью его промышленного тиражирования с сохранением «элитарной культуры ремесла» и качеств индивидуальной авторской работы. Неправомерно относить к «венской бронзе» и австрийские декоративно-прикладные изделия, изготовленные разными предприятиями из железа, олова, цинка, свинца, хотя в экономически неблагоприятные периоды венские литейщики отливали ограниченный ассортимент анималистических фигурок из чугуна, шпиатра и делали их из папье-маше. Сегодня этих вещей сохранилось мало, так как их выпускали в небольшом количестве в связи с форс-мажорными. ситуациями в венском производстве. Такие вещи считаются более редкими и коллекционными, нежели их аналоги, исполненные в обычном материале, хотя, конечно, степень сохранности изделия имеет немаловажное значение при их поступлении в частные коллекции. Например, шпиатровые вещи, безусловно, более дешевые, чем латунные, не подвергались грунтовке поверхности перед покраской, поэтому до наших дней плохо сохранились, потеряв большой процент первоначального красочного покрытия. Вещицы из папье-маше, возможно, есть в частных коллекциях, но на современном рынке они практически не встречаются.

Начало производству венской бронзы было положено в 1850-ом году австрийцем Матиасом Берманом (Bermann), выпускавшего металлические украшения для музыкальных инструментов. Именно этот венский предприниматель стал первым изготавливать миниатюрные латунные раскрашенные вручную фигурки животных, которые в XX веке весь мир стал назвать «венской бронзой». Совершенно очевидно, что к идее изготовления подобного рода миниатюрных изделий М. Берман пришел под влиянием знакомства с французской анималистической скульптурой из бронзы, так как первыми фигурками были животные. Креативность идеи, обеспечившей быстрый коммерческий успех его начинанию, была в том, что в отличие от дорогой и элитарной «кабинетной» бронзы парижских анималистов он стал производить очень симпатичную и доступную по цене декоративную скульптуру, уменьшенную до игрушечных размеров. Новым стал не только непривычно миниатюрный размер таких изделий, неожиданной была и яркая ручная полихромная раскраска, заимствованная из арсенала художественных техник фарфорового производства. Это сразу же прославило и его предприятие, и самого М. Бермана. Достаточно сказать, что на Всемирной выставке, проходившей в Вене в 1873 году, эти изделия, представленные Матиасом Берманом, заслужили одобрение, фирма была награждена почетным дипломом. Именно М.Берман стал родоначальником Австрийской сувенирной промышленности, выпускавшей предметы из металла.История Фабрики Бермана

Зарождение производства «Венской бронзы». Матиас Берман

Фабрика Бермана (работала в 1850-2001 гг.) — австрийское производство, положившее начало выпуску «венской бронзы». Именно эта фабрика была знаменита широчайшим ассортиментом изделий. Венская бронза отливались из латуни и бронзы с использованием широкого спектра техник изготовления — в том числе монохромного и полихромного патинирования, многоцветной раскраски эмалевыми красками, золочения. Интересный факт: модели на фабрике создавались как работавшими на фабрике профессиональными скульпторами-прикладниками, так и «свободными» художники, у которых их покупали. Владельцы фабрики входили в состав корпорации венских «желтых литейщиков». Фабрика была основана в Вене в 1850 году мелким предпринимателем, занимавшимся выпуском металлических украшений для музыкальных инструментов, Матиасом Берманом (Mathias Bermann), который первым среди австрийских промышленников-фабрикантов стал для зажиточных представителей среднего и низшего классов изготовлять скульптурную анималистику. Но уже ко во второй половине XIX века ассортимент скульптурных изделий включал самые разнообразные миниатюрные скульптурки анималистического жанра, всевозможные фигурки-сувениры и фигурки-игрушки, изображавшие мужчин, женщин, детей. Выпускалась камерная «кабинетная» скульптура ориентальной тематики и малая пластика в виде ню, маленькие бюстики знаменитых венских музыкантов, жанровые и охотничьи сценки и тд. В анималистике выпускались серии, состоявшие из собак, кошек, лошадей разных пород и разных размеров. Домашние цветы в горшочках, птицы, бабочки и разные насекомые изготовлялись в полном соответствии с их научным описанием в ботанических атласах, словарях и энциклопедиях. Причем толщина металлических крыльев бабочек равнялась 1—2 мм. Одним из наиболее эффектных видов художественной продукции того времени были осветительные приборы — комнатные ночники и настольные лампы, выполненные как сложные многофигурные скульптурные декорации (изображались быт и труд австрийских пейзан, романтические композиции на тему европейского Средневековья, жанровые сценки этнографического характера из жизни народов арабского Востока и африканских туземцев). Достаточно широким был и ассортимент, который состоял из самых разных бытовых предметов утилитарного характера.

Наследник крупнейшего производства «Венской бронзы». Франц Берман.

В конце XIX — начале XX века фабрика выпускала тематические многофигурные композиции, воспроизводившие наиболее типичные бытовые ситуации из жизни венского горожанина, только их героями являлись представители животного мира (кошки, собаки и тд.). После смерти Матиаса Бермана в конце XIX века фабрика перешла к скульптору Францу Берману (Franz Bermann), сыну прославленного фабриканта. Он проявил себя как талантливый управляющий делами фабрики и стал известным в Вене художником, успешно работал в области малой пластики в манере ар нуво. При нем фабрика стала называться «Венская бронза», и ее ассортимент существенно расширился за счет изготовления из бронзы «кабинетной» скульптуры интерьерного характера в стилистике ар нуво, а позднее — ар деко. Увеличился также выпуск изделий декоративно-прикладного характера.

Для художественного литья на фабрике использовали не только модели из собственного ассортиментного кабинета, но и модели различных талантливых, в том числе и малоизвестных венских художников и дизайнеров. В частности, здесь отливали жанровые миниатюры с изображением индейцев Дикого Запада по моделям знаменитого Карла Каубы, в рамках авторского тиража был осуществлен и выпуск разных изделий по моделям Петра Терещука. В 1900—1914-м годах Ф.Берман выкупил целый ряд моделей у Артура Рубинштейна, владельца знаменитой студии «Ателье современной бронзы», и у фабрикантов братьев Гёде (Gebriider Godde), Карла Бекера (Carl Becker) и некоторых других своих коллег, конкурентов по бизнесу.История Фабрики Бермана: часть 2

Фабрика после Второй мировой войны. Герта Берман и Хельга Берман-Бохачек.

После Второй мировой войны и смерти Ф. Бермана семейную компанию возглавила его жена Герта Берман, профессиональный чеканщик и гравер. Для удобства управления она перенесла производство в собственный дом. После войны ассортимент изделий фабрики, которая была в Вене одним из двух предприятий в австрийской художественной промышленности, возобновивших выпуск предметов «венской бронзы» в 1950-е годы, существенно сократился. Тем не менее в ассортимент входили: традиционная миниатюрная анималистика из латуни, «кабинетная» скульптура из бронзы (в виде фигур индейцев), ню и эротические статуэтки, охотничья тематика, сувенирная мелкая пластика с изображением папуасов, негров и представителей фауны Африки из латуни с характерной черной блестящей патиной, а также незначительный круг изделий утилитарного характера со скульптурным декором. В 1973 году дочь Герты Берман, Хельга Берман-Бохачек, тоже литейщик и чеканщик, встала во главе семейного дела, сохранив под своим контролем производство продукции «венской бронзы» до 1988 го-да.

Новый владелец фабрики. Эрнст Храбалек.

В 1988 году владельцем фабрики «Венской бронзы» (бывшей фабрики Матиаса Бермана) стал Эрнст Храбалек (Ernst Hrabalek), автор известного альбома «Венская бронза», вышедшего в 1991 году. При нем была проведена реконструкция предприятия, на котором, несмотря на существенную модернизацию технологических процессов, сохранились традиции ручной полировки и раскраски изделий. Ассортиментный кабинет включал 12000 оригинальных моделей, среди которых многие относились к концу XIX века. 5000 современных изделий отливалось по старым моделям (скульптура малых форм, миниатюрная пластика и предметы утилитарного значения). Принадлежавшая Э.Храбалеку компания «Берман ЛТД», в которую входила фабрика Берманов, имела торговые филиалы в Токио, Париже, Лондоне и Нью-Йорке (учрежден в 1945 году, еще при Берманах). Она в течение 13 лет была основным производителем предметов «венской бронзы», сохранившим не только старые модели бывшей фабрики Матиса Бермана и его сына, но и модели других австрийских фабрикантов. На миниатюрных изделиях современного изготовления ставилось старое клеймо «FBW» («Фабрика Бронзы Вена»), на больших вещах к этой фабричной аббревиатуре добавлялась надпись «Bermann Wien». По желанию покупателя на купленный современный предмет или аутентичную копию по старой модели выдавался сертификат. Если предмет имел небольшой тираж, в сертификате проставлялся порядковый номер этой художественной отливки. В январе 2001 года на аукционе в Амстердаме компания Э. Храбалека продала большинство старых моделей, литейные формы и альбомы фабрики М.Бермана с рисунками вещей. Так закончилась история одного из старейших в Австрии художественных производств «венской бронзы».

Мастера венской бронзы:

Терещук Пётр (Питер) Пауль (Tereszczuk Peter, 1875-1963) австрийский художник, много и плодотворно трудившийся в области скульптуры малых форм, миниатюрной пластики и декоративно-прикладных изделий из бронзы и латуни. На протяжении своей долгой творческой жизни пробовал себя как живописец — реставрировал архитектурные памятники, разрушенные во время Второй мировой войны. Родился П.Терещук в 1875 году в г.Выбудов (Wybudow) на территории Галиции, входившей в то время в состав Австро-Венгерской империи. С 1893 по 1899 годы учился в Школе искусств и ремесел (сегодня Университет прикладных искусств) в Вене, по окончании которой получил специальность скульптора. Некоторое время преподавал, занимая должность профессора скульптуры, в учебных заведениях Богемии (Чехия), затем вернулся в Вену, где занялся творческой работой, будучи уже «свободным» художником В 1903 году женился, имел троих детей — двух дочерей-близнецов и сына. Дом с собственной мастерской, в котором он поселился вместе со своей семьей, находился в одном из тех районов Вены, которые были насыщены ателье художников, жилищами мастеров-ремесленников и фабриками по производству «венской бронзы». Судя по всему, в самом начале своей карьеры, примерно с середины 1900-ых годов, П. Терещук начал успешно сотрудничать с венским «желтым литейщиком» Ульманом Ульрихом (Ullmann Ulrich), который имел собственную мастерскую-студию и был известен производством эксклюзивной малотиражной авторской «кабинетной» скульптурной пластики.

Вероятно, между ними был заключен взаимовыгодный контракт, по которому Терещук был обязан изготовлять оригинальные модели, а У. Ульрих — отливать их в материале. В пятитомнике Г.Бермана «Бронза Скульпторы и литейщики 1800—1830» Ульман Ульрих ошибочно назван не по фамилии, а по имени, из-за чего он фигурирует там как литейщик Ульман.

Достижения: Одним из первых в венском прикладном искусстве Терещук в своих работах из патинированной бронзы и золоченой латуни стал использовать слоновую кость, которая не только оживляла скульптурную пластику, но и придавала вещам особое благородство. Диапазон творческого дарования П. Терещука был чрезвычайно широким. Он успешно выполнял портретную скульптуру по частным заказам, причем был обласкан заказчиками из высших слоев общества. Занимался малой «кабинетной» скульптурой, осветительные приборы (настольные светильники и ночники), небольшие настольные бюсты известных венских композиторов и самые разные бытовые изделия прикладного значения (чернильницы и письменные принадлежности, марочницы, шкатулки, пепельницы и лоточки, тарелки-визитницы и печати для писем, декоративные звонки и пр.). Все предметы утилитарного значения он украшал скульптурным и рельефным декором. Особенность его творческого почерка — использование собственных детей в качестве натурщиков для создания скульптурных моделей. Период наибольшей творческой активности пришелся на время с середины 1900-х годов до 1925 года. В последние годы жизни П. Терещук, став глубоко религиозным человеком, занялся резьбой по дереву, изготовлял статуэтки Девы Марии, святых и головки ангелов. Все его работы имеют авторские подписи курсивом «P. Tereszczuk» и клейма — в основном двух литейных производств, с владельцами которых его связывали тесные дружеские и профессиональные отношения. Это были Артур Рубинштейн, ставивший на своей художественной продукции клеймо в виде монограммы «AR» в почти квадратной рамке, и деловой партнер Ульман Ульрих, имевший студию и при ней литейную мастерскую и клеймивший изделия, согласно договоренности с Терещуком, двумя буквами «TU» в прямоугольном щитке. Маркировка на вещах, в том числе на венской бронзе, в виде надписи печатными буквами «WIENA TERESZCZUK» говорит о том, что их отливкой занимался сам Терещук в его собственной студии.

Рубинштейн Артур (Rubinstein Arthur) — владелец скульптурной студии «Ателье современной бронзы» в Вене, основанной в конце девятнадцатого века (примерно 1890-е годы). Ателье принимало многочисленные заказы на изготовление модной «кабинетной» скульптуры и изделий прикладного характера в стилистике ар нуво. Вещи выполнялись как в собственной литейной мастерской по эскизам заказчиков, так и по моделям самой студии, к работе над которыми Рубинштейн привлекал профессиональных художников-прикладников и дизайнеров. В течение первых пятнадцати лет двадцатого века передал целый ряд интересных и перспективных моделей владельцу фабрики «Венская бронза» Францу Берману.

Кауба Карл (Kauba Carl, 1865—1922) — австрийский художник, работавший в области жанровой скульптуры, скульптурной миниатюры и изделий декоративно-прикладного характера, выполнявшихся из бронзы и латуни. Родился в Вене, в семье сапожника Венцеля и Антонии Каубы из Богемской Моравии. Получил хорошее художественное образование в венской Академии изящных искусств, где учился вместе со своими широко известными впоследствии друзьями Густавом и Эрнстом Климтами и Карлом Гейгером, создателем знаменитых мозаик Венского Императорскою театра. В 1886 году продолжил профессиональное скульптурное образование в Париже Кауба выполнял модели для «кабинетной» малой пластики и различных вещей бытового характера в духе Венского Сецессиона, французского ар нуво и ар деко. Его женские фигуры и многофигурные сюжетные композиции, конная скульптура, бюсты, эротическая бронза «с движением» и «кабинетные» аксессуары для письменного стола отличаются великолепной пластической проработкой деталей, они очень выразительны благодаря красивой декоративной отделке в виде густой коричневой патины (иногда с позолотой) или полихромной раскраске. Мировую известность обрел как автор оригинальной скульптуры и жанровых композиций, воспроизводящих этнографический облик американских индейцев и бытовые сценки из жизни Дикого Запада. Никогда не видя живых индейцев, он черпал свои знания о них и их образе жизни из произведений популярного немецкого писателя Карла Мая (Carl May).

ДостиженияКауба считался очень успешным художником, так как благодаря своему таланту и коммерческому успеху у заказчиков не испытывал денежных затруднений и смог обеспечить семье комфортные условия для жизни. Он владел собственным домом с просторной студией для работы. В отличие от других скульпторов лично руководил процессом отливки бронзовых изделий со своих глиняных моделей на венских фабриках. Интересно, что готовые работы, в том числе и изделия венской бронзы, К. Кауба сам отдавал в магазины для продажи или размещал целыми партиями в художественные галереи на комиссию. Хотя он подписывался как «Carl», его имя по документам писалось как «Кагl». На всех предметах, отлитых по его моделям, всегда стоит авторская подпись курсивом «Carl Кauba» или «Kauba», может быть и клеймо фабрики-производителя. Иногда авторская подпись сопровождается надписью «Austria», что, скорее всего, говорит о том, что отливка предмета выполнена самим К.Каубой в его собственной мастерской (студии).

Лоренцаль Йозеф (Lorcnzl Joseph, годы жизни не известны) — австрийский скульптор, один из ведущих скульпторов периода ар деко, творческая активность которого пришлась на 1920—1930-е годы. Работал в области малой скульптурной пластики, занимался изготовлением статуй в бронзе, используя хрисоэлефантинную технику, а также из кости и керамики. Так его работы попадают под обозначение «Венская бронза«. Особенно тесно сотрудничал с венским фабрикантом Ф. Бергманом, который отливал по его моделям самую модную и стильную декоративную скульптуру. Изготовлял преимущественно женские фигуры европейского типа, которые отличались эффектной эротической пластикой, а также «кабинетную» скульптуру в антикизированной манере, портретные детские статуэтки из бронзы с применением кости, делал заказные портретные изображения своих современниц, скульптурную пластику в виде фигур обнаженных или фантазийно одетых танцовщиц. Его многочисленные ню часто имели дополнительные аксессуары — длинные шарфы, обручи, веера, опахала, музыкальные инструменты.

Достижения: В декоративной отделке бронзовой поверхности и отдельных деталей своих скульптур предпочитал использовать дорогие техники золочения, серебрения, полупрозрачного покрытия эмалевыми красками, что придавало вещам необычную эстетичность внешнего вида, подчеркивало индивидуальность авторской манеры. Скульптура по моделям И. Лоренцля по желанию заказчика выполнялась в нескольких размерах — от 12—13 до 76 см (вместе с подставкой), подставки были из полосатого зеленого оникса, черного сланца и разноцветного мрамора. Все работы скульптора на подставке имеют гравированную надпись в виде фамилии «Lorenzl», но существуют еще два варианта его подписи, которые часто вводят в заблуждение желающих купить скульптуру, так как их принимают за авторские факсимиле разных художников — «R. Lor» (или «Lor») и «Renzl». Популярность его работ привела к их копированию разными предприятиями в других более дешевых материалах — гипсе и керамике. Например, известная венская керамическая фабрика Фридриха Марселя Голдшейдера, которая занималась экспортом в США, изготавливала гипсовые и керамические копии с бронзовых скульптур в конце 1920-х — 1930-х годах.

Зах Бруно (Zax Bruno, годы жизни отсутствуют) — австрийский скульптор, работавший в Вене и Берлине, в связи с чем в его творчестве выделяют два периода — венский (1918—1925) и берлинский (1925—1935). Он был известен как художник скульптуры малых форм. Предпочитал популярную на тот момент стилевую манеру ар деко. Выполнял портретную скульптуру по заказам богатых представительниц берлинского полусвета, изготавливал венскую бронзу на модную в те годы спортивную тематику (автомобилисты, мотоциклисты и тд.). В своих работах из бронзы использовал очень дорогую хрисоэлефантинную технику. В Европе широко известен как художник, специализировавшийся на изготовлении «кабинетной» скульптуры ярко выраженного эротического характера. Его излюбленные типажи — одиночные фигуры молодых женщин подчеркнуто эмансипированной внешности, часто их атрибутами были короткая стильная стрижка, хлыст, рапира. При моделировании женских персонажей он смело вводил в композицию венской бронзы детали дамского неглиже, что делало его работы откровенно шокирующими. Выполнял скульптурные композиции, изображавшие антикизированные женские фигуры с собаками (реминисценция античной Дианы-охотницы), женщин с лошадьми и женщин-жокеев, всевозможных танцовщиц. Любимым техническим приемом было золочение и серебрение поверхности предметов в сочетании с блестящей патиной, также использовал технику блестящего монохромного и полихромного холодного крашения, любил контрастное цветовое сочетание кости и черной патины. У его скульптур были подставки из черного с желтовато-белыми прожилками мрамора, оникса и сланца с богатой текстурой разных оттенков. По его авторским моделям отливали скульптуру художественные предприятия не только Вены (фабрика Ф.Бергмана), но и Берлина.

 На всех оригинальных работах (не только на венской бронзе) обычно есть авторская подпись: «Zax», «Bruno Z.>, «Bruno Zach», «BZ, Argentor, Wien» («БЗ, Серебрение, Вена» — 3.M.), «B.Zach Sculp. Argentor Vienna» («Б.Зах Скульп. Серебрение Вена» — З.М.).

       Словосочетание «венская бронза» используется для обозначения произведенных фабричным путем художественной мелкой пластики и «кабинетных» предметов, произведенных в Вене в период с 19-ого до начала 20-ого века. Скульптурные композиции создавались на основе полихромно патинированной бронзы и латуни, раскрашивались вручную умелыми австрийскими мастерами. Этим же термином обозначаются художественные изделия из латуни, выпущенные старейшими венскими фабриками в соответствии с традиционным ассортиментом во второй половине XX века. Название этого вида скульптуры часто путают с другим бытующим сегодня слэнговым термином «венка», которое на самом деле означает дешевую репродукцию, под живопись, изготавливаемую так же в Вене в 19-ом веке. Хотя, безусловно, существует опосредованная родственная связь между предметами «венской бронзы» и «венки», которую можно усмотреть не только в совпадении исторических рамок появления этих двух вещей, но и в их общей социально-экономической и культурно-эстетической мотивации. Прогресс науки и технические новации, промышленные революции, образование буржуазного класса и появление широкого потребительского рынка создали необходимые условия для появления к середине ХIХ-ого века фабричного производства художественной продукции, так называемого «промышленного искусства» Его задачей было удовлетворение духовных (эстетических) и материальных запросов не амбициозного аристократического общества, а экономически обеспеченных представителей средних и низших классов, тоже стремившихся украсить свой быт красивыми вещами, модными безделушками и сувенирами, чтобы создать атмосферу «зажиточного уюта и видимость благополучной жизни. «Венская бронза» стала ярчайшим проявлением европейской демократизации австрийского искусства и культурной жизни, в основе которой лежало развитие художественной промышленности, её способностью к неограниченному тиражу. Возникнув в период историзма и унаследовав интересы и вкусы стиля бидермайер, она надолго пережила эту эпоху и сохранилась до наших дней.

 Парадоксально, но само словосочетание «венская бронза» появилась в начале двадцатого века, почти на 50—60 лет позднее той художественной продукции, которая стала так называться в Австрии и во всей Европе в период модерна. История венской бронзы как оригинального раздела австрийской художественной промышленности началась в буквальном смысле с малого — с фабричного производства из латуни миниатюрных фигу-рок животных и людей, раскрашенных вручную, которые предназначались для обычного среднестатистического бюргера*. Эти миловидные фигурки стали альтернативой существовавшему  в Австрии производству дорогой заказной «обстановочной бронзы» (мебели, осветительной арматуры, декоративных изделий), использовавшейся для обстановки интерьеров резиденций высших чинов, аристократов и императора. Из материалов Всемирной парижской промышленной выставки 1867 года  видно, что австрийские интерьерные предметы из позолоченной бронзы могли составить конкуренцию аналогичным французским образцам. Так, обозреватель этой выставки утверждает, что «фабрикация бронзовых изделий в Вене достигла высокого развития» и «в художественном отношении венские вещи не уступают лучшим парижским изделиям». В качестве примера он отмечает отличною качества продукцию лучших венских фабрикантов бронзы Д. Голленбаха, Гануша и Дзедзинского, чьи люстры, канделябры и лампы для газового освещения были сделаны по рисункам известных столичных архитекторов. Вена, как один из старейших художественных европейских центров и средоточие мировой музыкальной культуры, ювелирного, мебельного и фарфоровою искусства, была давним соперником Франции в борьбе за звание «первой столицы мира» и законодательницы красоты и моды.

 

Венская бронза, Араб на ослике, Бергман, Австрия кон XIX в.

Бронза, литье, чеканка, роспись красками, монтировка. Фабрика Бергмана, клеймо.

Высота: 140мм. Размер: 75х55мм.

ОЧЕНЬ РЕДКО ВСТРЕЧАЕТСЯ.

 Аукционах Москвы продажная цена 2015 года достигала 75 тыс. руб.

Нередко, наряду с серьёзными произведениями искусства, коллекционеры собирают шутливые, забавные, иногда с механическими секретами вещи — " кунштюки" (забавы), как окрестили их в 19 столетии. 
К ним можно отнести и "венскую бронзу "— малую скульптурную пластику, производимую в 19–20 веках в Австрии. 

Высокое художественно-техническое качество изделий венской бронзы обеспечивало применение двух техник — метода «кусковой формовки в землю» по глиняной или гипсовой моделям (sand-casting) и высокорентабельной техники изготовления статуй «утраченный воск» («lost wax»), известной во всем мире под французским термином «tire perdue» (или литье по выплавляемой восковой модели).

Технология изготовления бронзового клинка методом «кусковой формовки в землю» («sand-casting»).

При кусковой формовке всю модель обставляют отдельными кусками, сделанными из формовочной смеси.

Последняя техника, широко использовавшаяся во Франции в XIX веке для изготовления статуй, успешно применялась и на бронзолитейных производствах других стран (России, Германии, Австрии). Именно она позволяла осуществлять максимально точное литье с сохранением всех художественных нюансов авторского образца (модели), независимо от его композиционно-пластической сложности и размеров. Любые вещи, и прежде всего венская миниатюра, зачастую крошечных размеров (от 1 до 5 см высотой), выполненные в этой технике, отличались чистотой художественного литья и легкостью изделия. Использовались фактурная проработка, ручная полировка и тщательная грунтовка внешней поверхности предмета. В арсенале применявшихся техник были дочеканка деталей, нанесение патины равных цветов, в отдельных случаях — золочение, полихромная раскраска специальными красками, соответствующая природной сути вещей.

Применялась так же технология создания бронзовой скульптуры техникой «утраченного воска» («lost wax»).

Клейма и метки.

Несколько слов следует сказать об особых отметках, которые могут встретиться на разных предметах старой венской бронзы. Миниатюрная пластика, осветительные предметы, многие утилитарные изделия, как правило, не имеют авторских подписей, в отличие от бронзовой скульптуры, у которой на внешней поверхности подставки обязательно отыщется факсимиле скульптора, автора оригинальной модели. Поэтому наряду с часто попадающейся цифровой маркировкой на таких безымянных статуях иногда есть слова, оттиснутые в металле:

«Ges.» — сокращение немецкого слова «Gesellschaft», означающее «общество», «товарищество».

«Gesch.» — сокращение немецкого слова | «Geschfltzt», которое переводится как «зарегистрировано» или «авторское право».

«U.» — от сокращенного немецкого оборота «Und Sohn» — «…и Сын».

«Ausgabe» — что в переводе с немецкого означает «издание», «выпуск», «копия». @RNS